Потерянный страх: 2 Том
От автора
История казачества в нашей стране – настолько запутанная тема, что разобраться в ней по истечении веков очень сложно. Из нескольких источников, методом здравого анализа, я выбрал только те факты, которые наиболее правдивы и подтверждены документами. Например, о происхождении Ермака. Одни исследователи утверждают, что он был родом с Камы, другие считают – из станицы Качалинской, что на Дону. Есть версии, что Ермак происходит из Ногайской Орды. Из-за неудачной любви он был вынужден бежать на Волгу. Не исключают и того, что Ермак - из рода тайбугинов, потомков Тайбуги, приемного сына Чингисхана. Одна из наиболее правдоподобных версий записана в церковной книге и гласит, что у крестьянина Тимофея Оленина родился сын 26 июля (1530)7038 года, в день Святого Ермолая. Поп деревни Борку Архангельской губернии отрока записал Ермолаем. Есть версия, что он был чурой и в первом же походе добыл себе оружие, коня и доспехи, убив знатного мурзу. Начинал казацкую службу костровым. Общественный котел назывался ермаком. Возможно, это и есть истина.
О том, что Ермак русский, говорит его отчество – Тимофеевич, а значит, и фамилия его была Тимофеев, так как в средние века фамилии детей, жен происходили от имени отца и мужа.
В конце жизни, получив титул князя Сибирского, Ермак был увековечен на памятном колоколе рядом с такими великими людьми России, как императрица Елизавета Петровна и граф Потемкин – Таврический. Уже то, что простого волжского казака назвали по отечеству, является великой заслугой его перед государством.
Бытует мнение, что Ермак первым завоевал Сибирь (Кашлык, Сибер, Искер) – город – столицу в Кучумском ханстве, в пятнадцати верстах от современного Тобольска. Но это не так. Еще за сто лет до Ермака, в 1483 году, воевода Федор Курбский достиг Оби и принудил к дани местное население.
Летописец похода Ермака не присутствовал в ночном бою в устье Вагая. В 1621 году по приказу первого сибирского архиерея Киприана в Тобольске собрали оставшихся в живых участников похода князя Сибирского и по их рассказам составили историю завоевания Сибири. В 1636 году Савва Есипов составил летопись (Есиповская, или Киприановская), но о гибели отряда в устье Вагая никто не знал, так как все казаки считались погибшими.
Зная нрав Ивана Грозного, Ермак Тимофеевич, возможно, сам пошел на уловку с бухарскими купцами. С погибшего атамана сняты все подозрения, и никто его не будет искать. Казаки бывали и в еще более трудных ситуациях и всегда выходили победителями.
Как утверждают историки, Ермак сам лез в петлю из-за каких-то мнимых торговцев, но атаман был очень осторожен. Он бы сразу понял, что ему готовят засаду, а увидев татарских воинов, никогда бы не причалил к берегу. На веслах на пяти стругах сидело по 12 казаков, а с Ермаком их было 150. Они всегда бы смогли заменить друг друга. Походная жизнь научила казаков чувствовать беду.
Смерть атамана Савва Есипов сам не видел, а описал это событие через 50 лет.
Внук мурзы Бегиша Яниш, ловивший рыбу у Епанчинского юрта, якобы достал тело «атамана», но в царском панцире был сухощавый казак высокого роста. Ермак верил в поверье и не мог надеть панцирь с чужого плеча, отдав царский подарок есаулу Ивану Грозе. В последний поход по Иртышу Ермак собрал всех, кто был с ним близок. На пяти стругах он ушел из Кашлыка.
Есть свидетельства, что айша калмыков Аблай хвастался, что он стал обладателем доспехов Ермака – князя Сибирского.
По доносу пермского воеводы Перепелицына Ермак попал в опалу к Ивану Грозному и на приглашение прибыть в Москву отказался. Чтобы царские стрельцы не смогли его найти, он поселился в скиту, стал волхвом и дожил на севере нынешней Омской области до 90 с лишним лет.
Моим современникам может показаться неубедительным тот факт, что энергичный человек, живший походами, мог найти смирение в тихой обители.
Нужно понять, что в то время князю Сибирскому было 55 лет, походная жизнь сказалась на его здоровье. Савва Есипов писал о Ермаке, что тот подолгу пребывал у язычников, слушая их молитвы деревянным идолам.
Как утверждают оставшиеся в живых казаки, князь Сибирский во время побед над местными народами не занимался посвящением их в христианскую веру, а в знак преданности ему заставлял целовать окровавленную саблю.
После ложного доноса и вызова в Москву, понимая, что эта поездка не принесет ему ничего хорошего, Ермак разуверился в христианской Божьей справедливости. После убийства атамана Кольцо он стал настолько осторожен, что при любых встречах окружал себя надежной охраной и был готов в любой момент вынуть кинжал или саблю.
Не исключается версия, что причиной принятия решения поселиться в скиту стала женщина. Атаман Ермак Тимофеевич никогда не имел наложниц. В отношении блудства был осторожен. А в скиту старец обязательно подберет мужчине свободную понравившуюся молодайку. Если так было на самом деле, то Ермаку в скиту дали другое имя. Возможно, остаток своей жизни он прожил в семье - в труде и молениях. Можно отвергнуть и эту версию, но, начиная со средних веков, до октября 1917 года вся северная часть Сибири была заселена всякого рода старообрядцами и староверами.
Другие книги:
Потерянный страх: 1 Том | Потерянный страх: 3 Том |
![]() |
![]() |